ГОЛОВНА СТАТТІ КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ

0 7902

На земле нет ни одного человека, который ничего не боится. Страхам одинаково подвержены как мужчины, так и женщины, как дети, так и взрослые, как успешные люди, так и неудачники. Страхи – это не то, чем гордятся. Страхи – это то, что хотят скрыть. Думаю, нет такого человека, который не хотел бы освободиться от страхов. Даже не прибегая к детальному анализу психики, мы понимаем, что страхи негативно влияют на нашу жизнь. Они ослабляют бдительность, разрушают отношения между людьми, порабощают душу.

Некоторых страхов можно избегать искусственно. Ведь это реально – оградить себя от пауков, тараканов, больших собак. Но человеку вряд ли удастся оградить себя от общения с людьми. Прежде всего, потому что человек не может оставаться духовно здоровым в полном одиночестве. Боязнь людей ограничивает свободу человека. Кроме того, если страх начинает контролировать какую-то сферу нашей жизни, он, в конце концов, ее разрушает. В Священном Писании (Притчи 29:25) говорится: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен».

Библия говорит о том, что у всякого страха и его власти над человеком есть духовное основание. Непонимание этого часто приводит к тому, что люди годами не могут освободиться даже от мелких страхов, не говоря уже о чем-то большем. Можно жить под маской, можно вокруг себя построить стены, ограждаясь от людей и избегая боли. Но страх, в конце концов, «съедает» человека. Проблему этой зависимости можно представить себе в виде дерева, на котором вырастают плоды страха. Полный решимости покончить со страхом, человек подходит и срезает все плоды до одного. Страх якобы исчезает. Но только на короткое время, пока плоды не вырастут снова. При этом вся суть проблемы кроется в корне, а не плодах. Пока жив корень, страх будет только умножаться на ветвях нашей жизни. На нашем дереве никогда не вырастет плод мира, если его корнем является недоверие ко всем, в первую очередь – к Богу. Нет, на таком дереве будет расти только страх. Другими словами, любая духовная проблема будет давать свое внешнее проявление в виде конкретных страхов.

Страх на самом деле – всего лишь симптом болезни, которая поражает всю жизнь человека. Поэтому чтобы избавиться от страха, нужно не залечивать эти симптомы, а убивать вирус. Люди часто рассматривают природу страха, отделяя это явление от духовного мира. Они утверждают, что это житейское понятие, а поскольку все подвержены страхам, следовательно, в них нет ничего сверхъестественного. Корень страха привыкли видеть во влиянии прошлого, чрезмерной эмоциональности человека и т.п. Пытаясь определить духовный корень страха предположим, что он кроется в недоверии Богу, точнее Его силе защитить нас. А недоверие Богу является следствием эгоизма и поклонения человека себе. В этом – суть проклятия первого греха. Бог поселил Адама и Еву в Эдемском саду, где они не знали страха. Гармония нарушилась, когда появился сатана в виде змея. Он знал, что стоит ему только посеять в сердце Евы сомнение в том, что Бог прав и стоит на ее стороне, как она оступится.

В первом грехе человека кроется и первопричина страха. Адам и Ева были святы и поклонялись Богу. Они не знали другой ценности, кроме взаимоотношений с Ним. Змей же обратил первых людей в идолопоклонство. Они возвели себя на пьедестал, пожелав стать равными Богу. Нарушили приказ Творца, посчитав себя более сведущими в управлении своей жизнью. Осознав свою ошибку, они не побежали назад к Богу за прощением, а наоборот – перешли на самоуправление и даже попытались спрятаться. С тех пор человек считает посягательство на свою свободу действий самым страшным в жизни. Даже зная, что его стратегии глупы и поверхностны, он все равно больше доверяет себе, нежели Богу. Поэтому боящемуся так трудно отдать свой страх Господу, чтобы Он решил проблему.

Страх глубинно связан со стыдом. Мы стыдимся быть непривлекательными, когда обнаружатся наши недостатки. Для того, чтобы не узнали нашей истинной сущности, мы надеваем маски, строим защитные сооружения. Нам неудобно, когда кто-то стал свидетелем того, как мы согрешили или сделали какую-нибудь глупость. Грехопадение поменяло не только нравы, но и сердца людей до неузнаваемости. А любое пристальное внимание стало признаком грубого тона. Сравнима ли свобода в общении Адама и Евы в раю со, скажем, ситуацией, когда два незнакомых современных человека окажутся в одном лифте? Мы боимся посмотреть не то что человеку в глаза, но даже на его пуговицы, предпочитая созерцать кнопки кабины лифта. Мы считаем достижением демократии то, что так щепетильно соблюдаем личную дистанцию. Изоляция, требуемая якобы для свободы и гармонии личности, на самом деле все больше умножает не гармонию и свободу, а равнодушие и агрессию. Люди живут как будто в коробках, оставив себе только щель для наблюдения за чужими ошибками. Вот почему кино настолько популярно. Оно позволяет человеку жить в мире своих фантазий, где он всегда чемпион и никогда не ошибается. А позор других людей его утешает, показывая, что есть кто-то еще хуже.

Страхами наполнена вся жизнь человека. И один из самых сильных – это боязнь оказаться хуже, чем тебе хотелось бы, ошибиться у всех на виду. Этот страх окутан сетями лжи. Мы часто обманываем, чтобы оправдать себя, потому что боимся выглядеть в глазах других смешными или неудачниками. Хотим казаться сильными, но на самом деле попадаем в ловушку зависимости от мнения людей. Это и есть та сеть, которую ставит боязнь перед людьми, о ней говорится в Библии: «Страх – словно ловушка. Но верующий в Бога будет спасен». (Притчи 29:25). Если нашим идолом будет мнение других людей, мы никогда не будем свободны, напротив – будем попадаться в свои же капканы.

Есть ли выход? Да. В Библии сказано, что верующий в Бога будет спасен, надеющийся на Господа будет безопасен. Господь знает, что сердце человека «лукаво» и «крайне испорчено». И только Он имеет силу «проникать сердце и испытывать внутренности». Поэтому для Бога наши страхи не будут сюрпризом, если мы Ему откроемся. Он уже давно знает о них и ждет, когда мы доверим их Ему. Иисус сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мат.11:28). Господь очень сильно любит нас и пошел на страдания, чтобы завоевать наше доверие, показать, что только Он один достоин нашей любви и поклонения. Только Ему одному можно довериться, даже если логика жизни и видимые обстоятельства говорят об обратном. Бог хочет, чтобы наши сердца поклонялись лишь Ему. И только любовь к Богу в силах освободить нас от страха.

Чтобы эффективно бороться со страхами, нужно четко осознать ту ценность, которая владеет нашим сердцем больше, чем Бог. Трудности в жизни раскрывают наши сердца и обнаруживают кучи страхов. Достаточно вспомнить притчу о доме на песке, который смыло бурей. Человек никогда не сможет устоять, если будет надеяться на свои силы, стратегии, а не на Бога. Нужно помнить, что в борьбе со страхами сам страх – не самоцель, а только побочный эффект. Чтобы полностью освободиться, нам нужно удалить корень проблемы –идолопоклонство. Поэтому так важно понять, чему мы поклоняемся. Человеку необходимо исследовать свое сердце так же, как мы обследуем свой организм, чтобы обнаружить болезнь. В первом послании к Тимофею Павел пишет: «Вникай в себя…»

Теперь опишем ситуацию, когда наш страх обостряется. Например, человек пришел к Богу, стал верующим. Теперь он понимает, что многие его ценности уже не соответствуют ценностям грешного мира. Многие знакомые избегают его, потому что в его присутствии им трудно продолжать вести греховную жизнь. Он как будто безмолвно обличает. Только в компании верующих этот человек может быть понят и принят. Это его шокирует, так как раньше он был душой компании и до сих пор нуждается во внимании. Родители или близкие люди часто «пилят» этого человека, когда он поступает не по логике этого мира и, как им кажется, надеется непонятно на что. Человек не может найти престижную работу из-за своих христианских ценностей.

Нам следует понять несколько стратегий, которыми мы пытаемся прогнать страх собственными силами. Например, наш верующий успокаивает себя, что без общения с неверующими он ничего не теряет. Или он часто идет на компромисс, пытаясь найти золотую середину между христианской и мирской позициями. Он молится, чтобы Бог помог ему достичь желаемого успеха в компании, на работе. Или, например, человек часто молчит в компании своих неверующих друзей, когда речь заходит о чем-то, что ему противно. В любом случае он не учитывает желания и планы Бога.

Применяемые нами стратегии помогают определить ценность, за которую мы держимся, находясь в страхе. Главное – честно и внимательно проанализировать их. Вернемся к нашей ситуации. Для человека очень важно, чтобы его принимали, уважали, ценили. Ему хочется быть в центре внимания и больно, когда от него отрекаются. Ему хочется получить общепризнанный успех в карьере и иметь достаточно финансов, чтобы быть независимым. Он хочет быть сильным, хочет, чтоб ему доверяли, на него надеялись. Самая сильная из этих ценностей – желание быть признанным в обществе. Если она становится важнее самого Бога, то человек начинает поклоняться себе. Иметь хорошую репутацию среди людей и стремиться к этому – само по себе вовсе не зло. Ведь в Библии говорится: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу» (Втор.28:13). Сам Бог хочет нас благословить и прославить. Но когда репутация и признание в обществе становится богом твоей жизни, то это идолопоклонство. Если непризнание приносит с собой страх, это разрушает жизнь. Если ради этой ценности ты готов пойти на грех, значит в ней и есть корень страха.

Страх не позволяет человеку познавать любовь Бога, заставляя постоянно сомневаться в Господе. Страх отнимает очень много сил и истощает человека. Боящийся человек не имеет сил, чтобы любить. Страх и любовь – исключающие друг друга понятия. Потому что страх посвящен себе, а любовь другому. Страх смотрит на возможные последствия для себя, любовь ищет возможности дать и не думает о себе. Страх пренебрегает обязанностями, готов потерять все, только не свою ценность, за которую ухватился зубами. Любовь принимает даже больше ответственности, чем может понести, никогда не меряет. Страх прячется и укрывается, любовь открыта и уязвима. Но самое главное написано в 1 Ин.4:18: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви».

Познав любовь Бога, человек уже не боится. Он понимает: если Христос, великий Царь, пострадал за него на кресте, то разве Он не сможет убрать его страхи. Человек осознает, что запутался, полагаясь на свои стратегии, но верит, что Господь примет его со многими постыдными изъянами, исцелит его душу. Познание Божьей любви освобождает нас от рабского и эгоцентричного страха – страха, основанного на ужасе, любви к себе, на ожидании, что Бог отберет у нас что-то ценное, накажет.

Очень часто люди, плохо знающие Бога, боятся приходить к Нему, чтобы доверить свои страхи. Они считают, что Богу важно только наше правильное поведение, как будто Он –  злостный тиран, который все равно поступит по-своему, не интересуясь нашим мнением. Скорее всего, Он и вправду так сделает. Но не потому, что злой. А наоборот – потому, что очень сильно любит нас и желает помочь. Он готов даже пойти на то, что мы Его осудим, не поймем, готов пойти на конфликт с нами – только бы сделать так, как лучше для нас. Из-за близорукости мышления мы часто сами не знаем, как для нас лучше. Но Господь знает все наперед. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего», — сказано в Псалме 36. Если мы познаем Божью любовь, мы сможем освободиться от всяких мирских страхов. Стоя перед морем страха на вершине скалы собственных стратегий мы можем или продолжать сражаться собственными силами или отдаться полностью в руки Бога и спастись. Если мы выбираем второе, то нам нужно спросить себя: что в моем страхе является самым пугающим и готов ли я пойти на то, что пугает ради того, чтобы следовать за Богом? Если готов, то, стоя на своей скале, посмотри на Голгофу, где распинают Христа. Достоин ли Он того, чтобы Ему доверять? Если да, то тебе нужно только сделать шаг веры и прыгнуть со своей скалы в руки Бога. Ты знаешь, что Он подхватит тебя.

Вспомним историю о трех юношах – Седрахе, Мисахе и Авденаго, которые отказались поклониться золотому истукану царя Навуходоносора. За эту дерзость они должны были сгореть в печи. Они очень любили Бога и считали мерзостью поклониться идолу. Юноши были уверены в Божьей любви и силе, поэтому сказали царю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи» (Дан.3:17). Но, даже осознавая, что этого может не произойти по воле Бога, они все равно готовы были пойти на самое страшное, только бы не поклоняться истукану. Их уверенность в Боге была больше беды, которая их ожидала, и больше ужасного страха. Эти юноши были брошены в печь и… произошло чудо. Пламя вырвалось из печи и убило тех людей, которые исполняли приговор. А молодые люди в раскаленной печи прославляли Бога. Рядом с ними был ангел Господень. Он «выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им» (Дан.3:50). Мы видим, что юноши отважились пойти на самое страшное. Но Бог уже был там.

Нам тоже нужно решиться пойти на самое страшное. Печи нашей жизни – ничто по сравнению с Голгофой, где Бог перенес все возможные страдания. Осознания этого достаточно, чтобы не бояться идти в любую печь. Потому что Бог уже там, чтобы спасти нас.

Дорогой друг! Расскажи Богу, как тебе страшно. Помни, что Он уже там, где твой страх. Он все знает. Поблагодари за Его огромную любовь. Скажи Ему, что ты согласен на самое страшное. Попроси у него смелости и помощи. Позволь Богу все контролировать. Будь готов отдать Богу свои планы и мечты, свою карьеру, успехи и неудачи, свой характер. Ты отдашь Господу все свои права, в том числе и на управление собственной жизнью. Пусть она наполнится Божьей славой. Ободряйся Божьей любовью и Его Словом: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?» (Пс.55:4-5).

 

 

По материалам программы «Жизнь, как она есть»

ПОДІБНІ ЗАПИСИ

Немає відгуків

Залишити відповідь